Во (избежание бoльшинствa трaнспoртныx кoмпaний пробежавший гoд нaчaлся с увeрeннoгo рoстa — пoчти всe пeрeвoзчики зaкрыли пeрвый квaртaл «в плюсe». В aпрeлe жe, кoгдa в Рoссии и зa рубeжoм вступили в силу кoвидныe oгрaничeния, иx «прoдaжи» пoпoлзли внизу. Игрoки стoлкнулись с рeзким спaдoм грузooбoрoтa (дo 40% пo итoгaм мeсяцa) в пeрвую oчeрeдь с-зa лoкдaунa. Лoгикa прoстa: oбъeмы прoизвoдствa сoкрaтились, клиeнтoв стaлo сущeствeннo мeньшe.
Oднaкo нe тoлькo вынуждeнныe кaникулы прoмышлeнныx прeдприятий пoдрывaли рынoк трaнспoртныx услуг. Нeмaлo xлoпoт пeрeвoзчикaм дoстaвили кoлeбaния стaвoк в aвиaсeгмeнтe, пoвaльнaя oтмeнa рeйсoв и зaкрытиe суxoпутныx грaниц. Лoгистичeскиe кoмпaнии oкaзaлись зaжaты сo всex сторон.
И на ять, что власти таки включили транспортную потомство в перечень наиболее пострадавших ото пандемии и разработали для перевозчиков программу адресной поддержки. Добро бы эту самую поддержку смогли нахватать далеко не все.
ПОМОЖЕМ, Только НЕТ
Помощь в том неужели ином виде оказывалась системо- и градообразующим предприятиям, а вдобавок малому и среднему бизнесу. А именно, транспортной компании ПЭК, признанной системообразующим предприятием Минтранса, счастье привалило — она могла воспользоваться программой льготного кредитования (поперед 1 млрд. рублей сроком бери 1 год с процентной ставкой накануне 5%). А, скажем, Traft — перевелся.
— Дело в том, что в соответствии с ОКВЭД мы ведем транспортно-экспедиционную активность, а потому не попадаем около программу поддержки. Государство с чего-то не посчитало экспедиторов пострадавшими, и нам пришлось бесконечно тяжело. Пытались что-так сделать: писали письма Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, однако никаких результатов это маловыгодный дало, — рассказал порталу «Auto» Тура Мурадян, генеральный директор компании Traft.
КОВИДНЫЙ Колесо
Иначе говоря, государственная содействие смогла решить «коронакризисные» проблемы перевозчиков всего только отчасти. Чтобы удержаться получи плаву, предлагая клиентам (высокого уровень сервиса в условиях обострившейся конкуренции, транспортным компаниям пришлось осваивать новые инструменты и конституция работы, многие из которых успешно применяются ими и без дальних слов, когда пандемия ослабила проныра.
Так, логистическая компания «Байкал Сервис» сосредоточилась сверху бесконтактной доставке, экспресс-выдаче грузов, аренде аппаратура с водителем, увеличении сроков бесплатного хранения товаров в складах. А ПЭК — на логистике «в Водан клик»: совершенствовании личного кабинета и мобильного приложения с целью заказчиков, интеграции с В2В-клиентами до API и даже роботизированных технологиях.
— Нам в время первого локдауна куда помогла система, которую наш брат называем «Центр управления перевозками». С ее через контролируется каждый рейс: прочеркивание погрузочно-разгрузочных работ, уместность отправки и прибытия автомобилей, мощность остатков на каждом складе. В итоге я снизили себестоимость перевозок нате 2%, — отметил заместитель директора компании ПЭК Обвинять Филатов.
Другое важное преобразование, к которому были вынуждены перейти едва ли не целое перевозчики — перевод офисных сотрудников для «удаленку». Поначалу подобный границы взаимодействия между работниками у многих вызывал сомнения, ибо казался низкоэффективным. Однако в соответствии с итогу большинство признало испытание более чем удачным.
— Автор этих строк стали быстрее реагировать получай изменения внешних условий, нам удавалось с большой отдачей получать обратную связь и для ее основе принимать решения. Автор этих строк ежедневно подводили итоги, снимали сдвиг данных о положении дел в компании. Вдобавок интересно, что я узнавал далеко не только о проблемных моментах — сотрудники всей душой делились историями, которые перед вряд ли мог заслышать, — отмечает генеральный менеджер «Байкал Сервис» Мужественный Хрюкин.
ЭТО БЫЛ Гнетущий ГОД
Короче говоря, перевозчики что-то около или иначе адаптировались к новой реальности, и еще в мае прошлого года обстоятельства начала выправляться. Прошлую весну транспортные компании в большинстве своем завершили с небольшим плюсом, а грубый рост деловой активности пришелся для июнь-июль — проявился отодвинутый спрос. Любопытно при этом, словно потребность в логистических услугах оставалась с удовле высокой и осенью, когда кой-какие ограничения вновь вступили в силу.
— Ежели говорить о тенденциях, то автор видим, что заметно вырос потребность на транспортировку медицинских и спортивных товаров, дезинфицирующих средств, автозапчастей. В своей компании наша сестра также отмечаем серьезное округление запросов на перевозки в маркетплейсы — они выросли сам-друг, в то время как заявки сверху объемы поставок в торговые центры сократились, — подчеркнул коренной менеджер «Байкал Сервис» Андрон Хрюкин.
Стоит отметить, аюшки? в прошлом году активно развивалось течение e-commerce (электронная коммерция). За данным исследования Data Insight, в 2020 году было готово на 35% отправлений предпочтительно, чем в 2019-м. А в DPD, как нам рассказали представители компании — и далеко не на 89%. Набирала обороты и курьерская развод. Так, например, компания ПЭК нарастила заказы в этом сегменте из-за период с марта по май в 2,7 раза — ведь есть на 176%.
К слову, увеличившийся интерес на курьерскую доставку повлек вслед за собой рост зарплат в сферах логистики и автоматизации. Сок заварили интернет-магазины, навязавшие транспортным компаниям борьбу вслед за сотрудников — в итоге повысить работникам жалование пришлось и тем, и другим. Курьерам сие, конечно, только на руку. О перевозчиках того но не скажешь: кому нужны дополнительные затраты и текучка кадров?
А ЧТО В соответствии с ДОХОДАМ
Согласно данным M. A. Research, точно по итогам 2020 года кубатура рынка транспортно-логистических услуг сократился возьми 2,2%, — до 3667,5 млрд. руб. Было бы ясно предположить, что вместе с тем снизились и средства к существованию перевозчиков. От прямого ответа для этот не совсем выгодный вопрос наши собеседники уклонились, при всем желании угодить моим критикам и поделились некоторыми подробностями внутренней «кухни».
— Можем возговорить, что снизилась себестоимость перевозок, (на)столь(ко) как все чаще предпочтительность отдавалось отправлениям по земле, чем по воздуху — по причине снятия и ограничения авиарейсов. А ставка сухопутных перевозок, в свою цепь, упала более чем для 10%, если проводить прямая между 2020 и 2019 годами, — рассказала порталу «Auto» учитель направления транспортной логистики компании СДЭК Танюта Кузьминова.
В ПЭК и DPD также называют оставивший позади год весьма успешным, невзирая на все сложности. А вишь в Traft результатами остались позарез недовольны. Как нам объяснил главнейший директор компании Артур Мурадян, высокодоходность фирмы упала, намеченные ожидание так и остались нереализованными. «Мы вяще пытались затормозить падение, нежели увеличить рост», — говорит отечественный собеседник.
СЛОЖНОСТИ ПОЗАДИ?
Не хуже кого бы то ни было, а буровить о восстановлении рынка преждевременно, считают представители отрасли. Алло, грузооборот растет, бизнес развивается и расширяется. Же чтобы транспортные компании смогли паки пользоваться допандемийными возможностями, им, точно минимум, необходимо свободно расстилаться по миру. А с этим доколе сложности: например, трудно попасть в Поднебесная (империя), а для поездок по Европе требуются результаты теста получай COVID.
Предсказать, когда вот-вот будут сняты все ограничения, прихотливо. Следовательно, и ждать восстановления рынка в этом году невыгодный стоит. Вряд ли транспортно-логистические компании вернутся к докризисным показателям и в 2022-м. А видишь в 2023-м, согласно прогнозам M. A. Research, охват перевозок достигнет уровня в 1 536,9 млн. тонн, чего на 0,7% больше, нежели в 2020.
Что касается коммерческого грузооборота, так он через два возраст зафиксируется на отметке в 163,7 млрд. т-км (+7,8% к результатам 2020). Присутствие этом, по словам аналитиков, воскрешение разных сегментов рынка хватит происходить неравномерно.
— Особенность рынка транспортно-логистических услуг заключается в часть, что на нем в навал небольших игроков — ИП и представителей малого бизнеса, региональных компаний. Имеют столица и неконкурентные условия. Часть перевозчиков демпингует вслед за счет оптимизации налогов и сборов, экономии получи техническом обслуживании техники и прочем, ровно недопустимо — подытожил Вадим Филатов, замзав директора компании ПЭК.