— Зимнeй рeзины, кoнeчнo жe, нe былo, — рaсскaзaл кoррeспoндeнту «МК» задавшийся дирeктoр oднoгo из мoскoвскиx тaксoпaркoв Витaлий Клюeв. — Тo eсть в кaчeствe экзoтики чтo-тo былo, «Снeжинки» и пaрa другиx мoдeлeй, нo в нaличии этoй рeзины нe былo прaктичeски ни у кoгo. Тaксoпaрки полоз тoчнo ee нe зaкупaли. Пoлaгaлись нa выучку, нa умeниe eздить. A eздить наша сестра дeйствитeльнo умeли лучшe другиx — гигaнтскиe прoбeги пo городу в любых погодных условиях и в все время суток это прекрасная автошкола.
По словам Клюева, суп, чему учили водителей, ездивших по зиме — это соблюдение скорости и дистанции. Никому маловыгодный приходило в голову ездить, «как летом» — такая гарцевание продолжалась бы до первого поворота. Тормозами прагматично не пользовались (тем побольше, что и расходники — тормозные оковы — были дефицитом), тормозили двигателем, в том числе пониженную передачу. Но, который раз-таки, не слишком пониженную: в большой скорости низкая сообщение может сорвать машину в сугроб. Кстати, то, что немедленно называется «дрифтом», тогда в зеленый огонек считалось грубым водительским браком — а так-таки работали в этой отрасли целиком и полностью заднеприводные «Волги».
— А вообще, понятно, всякое бывало, — вспомнил Витуля Клюев. — Некоторые лихие ребята и соответственно льду ездили очень аллегро. Если сильно надо. Так, пассажир опаздывает в аэропорт, дает 100 рублей — летишь! Вероятность, конечно. Но машин в те поры не было в таком количестве возьми дорогах. Зимой вообще чуть (было никто из частников отнюдь не выезжал — стояли во дворах, делать за скольких подснежники.
— Те, кто хотел, ездил, особенно сие началось с появлением «Жигулей», — рассказал «МК» 82-раннелетний Александр Пряхин, водящий колесо с начала 1960-х годов. — Просто-напросто это было трудно: давно появления «Тосола» нужно было каждое утро выходить к машине с ведром горячей воды, разжигать, вечером сливать воду. Зимней резины воистину не было вообще. Просто ездили жуть аккуратно: целая наука была, маловыгодный передавить газ, чтобы невыгодный допустить буксования, не завернуть тормоз. А зимняя обувь рядом этом была грубая, чесаные валенки с галошами — в такой вести машину ужас непросто. Некоторые поэтому снимали унты и внутри авто надевали ботинок. Но это было безгранично холодно, я разок попробовал и приставки не- стал так делать. А рано ли пошли «Жигули», у которых печка была — на правах говорили, «ташкент», эти проблемы кончились. Не возбраняется было, как сейчас, иссякнуть из дома, завестись и направиться.
На заднеприводных (а других в стране приставки не- было до середины 1980-х годов) автомобилях в зимнее время — сейчас такое вождение может титуловаться экстремальным, и ему обучают получи специальных курсах. Однако сороковник-пятьдесят лет назад хорошо подобного для гражданских водителей без- существовало. «У меня был миленочек по университету, Миша Майский, — вспоминает Алекса Пряхин. — Он ми как-то раз звонит и говорит: приезжай в субботу, познакомлю с инструктором объединение вождению. Я ему: зачем ми, у меня стаж 15 полет! — Ты не понимаешь, упрощенно поверь и приезжай, не пожалеешь!». Приезжаю, позднее Мишка и еще пара услужник, и приезжает инструктор. Оказалось — преподаватель гаража особого назначения. Ты да я скинулись по 25 рублей по (по грибы) пять сеансов, и надо сбрендить — за месяц, в итоге, спирт нас совсем по-другому научил ездить в зимнее время. Пару раз после сего мне эти уроки долгоденствие спасали: один раз бери Валдае с горки вниз понесло, успел улучшиться и отрулить от встречного грузовика, дальнейший раз на снежной каше… Только это были уроки особо нелегальные».
Для обычных водителей печатались книги по части технике вождению (которые неприметно становились библиографическими редкостями) и обучающие статьи в автомобильных журналах (таких, что «За рулем» и «Безопасность движения»). Сии материалы пользовались бешеной популярностью у тех, кто такой увлекался динамичной ездой — в таком случае есть у истинных автолюбителей «с бензиновой душой». А гляди профессионалы, по свидетельству Виталия Клюева, повышением квалификации занимались не менее если проходили спецподготовку пользу кого закрытых ведомственных гаражей. «Проблема была такая: как бы мы, таксисты, так и до сего времени остальные, например, водители автобусов и ажно шофера колхозных грузовиков — и старый и малый считали себя профессионалами, — вспоминает летописец такси. — А ведь ездить есть такие вообще не умели, я наше) время всего именно про трехтонки, пятитонки говорю. Урывками смотришь — шофер весь такого типа гордый, на легковушки смотрит кичливо, а заехать по гололеду в горку — маловыгодный умеет. На подъеме скис, а с праздник резиной в горку зимой отнюдь не тронешься, одно решение — привод до конца и опять в распугивание. И вид у парня уже блеклый…».
Современный автомобильный огромное число, утверждают старые водители, согласно ощущению опаснее, чем был в советские эпоха. Хотя автомобили стали, (без, намного надежнее и лучше управляются пусть даже в гололед. Вот если бы снова нынешние водители ездили яко же осторожно и с той а дистанцией, как раньше… Хотя это уж, конечно, очевидно мечтания.