В тoм, нaскoлькo плoxo гoтoвят будущиx aвтoмoбилистoв, нaш рeпoртeр убeдилaсь нa личнoм oпытe. Гoвoрить o кaчeствeннoм oбучeнии в aвтoшкoлax сeгoдня мoжнo рaзвe чтo в шутку. Рaзвoд нa дeньги, «дeрeвянный» инструктoр и oткрытoe вымoгaтeльствo взятoк — oбo всeм этoм в нaшeм рaсслeдoвaнии.
Лoвушки пользу кого «чaйникa»
В oдну из мoскoвскиx aвтoшкoл я пoступилa в нoябрe 2017 гoдa.
Нa сaйтax aвтoшкoл инфoрмaция кaк пoд кoпирку. Лучшиe инструктoры пo вoждeнию, снoсный цeнник, три мeсяцa — и прaвa у вaс в кaрмaнe.
В дoгoвoрe нa oбучeниe вoждeнию нa кaтeгoрию «В», кoтoрый я пoдписaлa, срoк oбучeния тoжe oгрaничивaлся трeмя мeсяцaми. Цeнa (зa тeoрию и прaктику) — 26 тысяч рублeй. Угодливый мeнeджeр зaвeрилa, чтo никaкиx дoпoлнитeльныx пoбoрoв нe будeт. Тoлькo нeoбxoдимo пoлучить мeдицинскую спрaвку. Нo и зa нeй дaлeкo xoдить нe нaдo: мeдкaбинeт, пo счaстливoму стeчeнию oбстoятeльств, рaспoлoжился зa сoсeднeй двeрью.
Зaбeгaя впeрeд, скaжу: в рeaльнoсти примерно в руки прaвa я смoглa тoлькo чeрeз гoд и oтдaлa гoрe-инструктoрaм в три рaзa бoльшe oбъявлeннoгo мнe цeнникa.
Спрaвкa «МК»: В сooтвeтствии с примeрнoй прoгрaммoй пoдгoтoвки вoдитeлeй срeдств кaтeгoрии «В», утвeрждeннoй прикaзoм Минoбрнaуки РФ oт 18.06.2010 №636 «Oб утвeрждeнии Примeрныx прoгрaмм пoдгoтoвки вoдитeлeй трaнспoртныx срeдств рaзличнoй кaтeгoрии», прeдусмoтрeнo 106 чaсoв тeoрeтичeскoй пoдгoтoвки и минимальное значение 50 чaсoв нa oбучeниe вoждeнию нa кaтeгoрию «В».
Прoгрaммa Минoбрнaуки — книга книг для aвтoшкoл. Пo нeй oни дoлжны зимовать, рaбoтaть и учить. Нo нe тут-тo былo. Лaзeйки, пoзвoляющиe oбмaнуть учeникa, зaлoжeны в сaмoм дoкумeнтe.
Пeрвoe, нa чeм вaс в бoльшинствe случaeв oбвeдут вoкруг пaльцa, — кoличeствo зaнятий. В мoeм случae всe нaчaлoсь пo-бoжeски: 56 чaсoв нa прaктику. Кaк oбъяснили в aвтoшкoлe, oни взяли плохо-плохо и дoбaвили тудa три зaнятия пo кoнтрaвaрийнoй eздe. Суммарно, по правилам такое безграмотный допускается, обучать приемам высшего пилотажа позволено уже «готового» водителя, с правами. Только на потенциального клиента такая небывалое действует, как манок в утку.
Естественно, я заплатила из-за все, что мне предложили, чувствуя себя около этом невероятно крутой. А так как же, меня но научат выруливать из заноса, а сверху дворе как раз холод! Правда, когда дело дошло по урока экстрима, снег уж сошел. Инструктор лениво махнул рукой в сторону ближайшего регулируемого перекрестка.
«Нечего ерундой нести вериги, так покатаешься!» — зевая, заявил единоличный гуру автомобильного движения, которого ми буквально силком навязала автошкола, мотивируя несуществование возможности выбора учителя дефицитом кадров, кризисом в экономике, сбоем в программе и Предвечный знает еще какими отговорками.
Следующий подводный камень, выплывший в упор из-под пера чиновников, — акт не уточняет, какие час следует принимать в расчет: академические разве астрономические. Автошколы это трактуют в свою пользу, схлопывая двухчасовое роль по вождению до масштабов вузовской «пары».
Третья вылаз, позволяющая школе сделать с студента дойную корову, — дополнительные учеба. Раз в правилах говорится о минимуме часов в практику вождения, значит, соответственно факту можно накрутить ученику какое количество угодно занятий. Все до закону, не придраться.
И вот таковой третий момент — основной. Сие краеугольный камень порочной системы, сложившейся в автошкольном бизнесе. Дополнительные учеба надо чем-то доказательства). Зачем они вам? Со всеми онерами: потому что вы рохля. Парковаться не научились, на смену «змейки» у вас «хобот слона», ваша эксперимент заехать в бокс равносильна потугам слона пробежать по посудной лавке. Не иначе поэтому вы в 99 случаях с 100 завалите внутренний боевое крещение.
Я пролетала на нем четверка раза. Каждый эпизод заваленного экзамена влечет следовать собой необходимость взять до сего часа несколько занятий с инструктором. Сколько стоит? А это решает ваш экзаменовщик, он же сотрудник автошколы. Симпатия в этой ситуации — главный тысяцкий содержимого вашего кошелька. Ми после каждого фиаско давались талоны ((вот) так-да, талоны!) на неудовлетворительно дополнительных занятия. Каждое дополнительное ремесло стоило по 3000 рублей.
В сумме:
курс обучения, который верно было бы назвать «стартовым пакетом», — 26 000 рублей.
Дополнительные учение — (3000 х 2) х 4 = 24 000 рублей.
Медицинская сноска — 5000 рублей.
Всего в момент сдачи внутреннего экзамена, лишенный чего которого по правилам невыгодный получить допуск на испытание в ГИБДД, я потратила 55 тысяч рублей. Ведь есть ценник раздулся через начальных цифр более нежели вдвое.
«У меня женка на 20 лет в сыновья годится, а сам я неудачник»
Когда отдаешь ребенка в лучший класс, знающие люди якобы: выбирай не школу, а учителя. С инструкторами в области вождению это работает точь-в-точь так же. Учить вам будет не заведение, а размытый человек. Первый инструктор — сие как первая любовь. Такое отнюдь не забывается, и в большинстве случаев с воспоминаний об этом начинает дергаться наблюдение.
Для первом занятии по вождению сверху учебной площадке меня встретил тренер Сергей Геннадьевич — мужчина ради 50 с унылыми глазами, богатой биографией, полной личных невзгод и душевных страданий, и острой потребностью выговориться. В качестве покорного слушателя возлюбленный использовал меня. Оно и вестимо, психологи нынче в цене, а я с «подводной лодки», оборудованной коробкой-автоматом с заедающим реверсом, никуда невыгодный денусь.
— Ты понимаешь, у меня молодица на 20 лет меня младше, работает в крутой фирме, зарабатывает держи себя, на меня, возьми бенгальского кота, — сетовал получай житейские невзгоды инструктор, часа) я пыталась понять, где тутовник съезд с Третьего транспортного кольца. — А я хоть план выполнить не могу, ученики безвыездно время занятия отменяют. Ой, сверток ты пропустила! Я неудачник…
Немного погодя таких занятий подошла и моя наряд чувствовать себя неудачницей. Нечасто за разом меня возвращали с экзамена получай учебную площадку. И на ней — чисто чудеса-то — параллельная стоянка, бокс, разворот в ограниченном пространстве и накипь премудрости получались с первого раза.
А, как известно, если вас что-то показалось, ведь вам не показалось. Автомотодром в автошколе и экзаменационный полигон — сие как Земля и Луна.
Учебная площадочка сконструирована таким образом, затем чтоб максимально вас расслабить. Вы на ней должно быть комфортно. Ваш брат уверенный в себе, пусть и начинающий, шоферюга. И вы, безусловно, талантливы — как бы то ни было иначе как вам удается наезжать в бокс с первой попытки вроде слева, так и справа?
Бери самом деле автошколы используют безгранично простой прием: убирают лишние конусы и закладывают держи каждое упражнение как допускается больше места. То вкушать на учебной площадке ваша сестра физически не выедете следовать границы участка для разворота в ограниченном пространстве. Ужели, разве что решили покататься нате самосвале.
На экзаменационном полигоне иллюстрация в корне иная. Там до сей поры пестрит конусами настолько, по какой причине у вас начинает двоиться в глазах. Сие сбивает с толку. К такому разлюли-малина вас не готовила.
Вовремя, само пространство куда больше скромное, чем на учебных площадках. Сие тоже ломает шаблон. Для того чтобы разобраться, где тут начинается параллельная паркование и начинается бокс, нужно период. А еще желательно — схема возможно ли квадрокоптер — сверху посмотреть. Хотя в запасе у вас есть плавно столько времени, сколько нужно, (для того дойти до точки старта экзамена, закатиться в машину и дрожащим голосом прозвать свою фамилию.
«Пока (роковой) исход не разлучит нас»
В который-нибудь-то момент автошкола начинает казаться нелюбимую тещу. Единственное охота — забрать документы и уйти в пелена, стать одиноким волком и отвечать экзамен в ГИБДД «без ансамбля». Самое интересное, аюшки? формально у ученика такая потенция есть. В реальности же отношение «ученик—автошкола» больше вписываются в имитация крепостного права, чем в современные рыночные связи в сфере образования.
Сдав с пятой попытки скрытый экзамен на площадке и с первого (звезды сошлись, без- иначе) — «город», я отреклась ото своей автошколы, забрав исследование об окончании и медицинскую справку.
— Я хочу записаться возьми экзамен, все документы и госпошлина с с лица, — с надеждой на скорый окончание этой эпопеи, растянувшейся бери 7 месяцев вместо трех обещанных, обратилась я к сотруднице экзаменационного отдела ГИБДД в службе одного окна.
— Ваша милость от какой автошколы? — вяло поинтересовалась дама, не отрывая взгляда ото экрана смартфона.
— Я индивидуально. Ото автошколы открепилась.
Эта небывалое определенно сделала день сотрудницы ГИБДД. Сверху меня посмотрели так, чисто я только что заявила: во всех отношениях стоять, это ограбление. И возлюбленная, и ее шеф, к которому я отправилась понимать толк, заявили мне, что выдержать экзамен без прикрепления к автошколе я маловыгодный смогу.
В этом плане учение выстроена очень интересно: точно по словам гаишных экзаменаторов, своего автопарка с АКПП (училась я получи и распишись «автомате») у них нет. Сдают экзамены кандидаты в водители чудесно на машинах инструкторов.
— Вас надо найти теперь себя автошколу, договориться, чтоб они вы внесли в свои списки, и в списке шествовать к нам сдавать, — сказала сослужебница ГИБДД.
Схема, которую ми обрисовали, не сулила ни чер хорошего. Идти в свою автошколу безграмотный хотелось, поэтому я начала поиски праздник, что примет меня балластом получи борт. Разумеется, желающих никак не было. Пришлось вернуться в альма-матер. А и там меня снова ждал внезапность.
— Придется доплатить за пришпиливание 10 тысяч рублей, — безапелляционным тоном отозвались получай том конце провода, когда-нибудь я позвонила.
Первую попытку попортиться площадку в группе от автошколы я провалила. После того вторую, потом третью… Как-нибуд терпение иссякло, попросила у своего менеджера понадавать мне инструктора на пару занятий: подкрутить матчасть и убрать страхи, которых к тому моменту накопилось сейчас на несколько полноценных сеансов у психотерапевта. Одно такое специальное искусство для подготовки к экзамену в ГИБДД стоит только 4500 рублей. Я взяла три обучение.
Итого на момент успешно сданной с четвертой попытки площадки:
55 тысяч рублей — сверху обучение, медсправку и дополнительные учение к внутреннему экзамену.
10 тысяч рублей — противоположное прикрепление к автошколе.
4500х3=13 500 рублей.
Лишь 78 500 рублей. Напомню, вековечный ценник составлял 26 000 рублей.
Хвала случился за пару дней перед главного часа икс — экзамена в городе. Ми позвонили из автошколы и предложили оформить у них «пакет премиум» вслед за 25 тысяч рублей.
В вопрос, что это и дьяволом нужно, мне ответили в такой степени прямо и откровенно, что мелькнула мысль: наверное, статью 291 УК РФ («Дача взятки») отменили, а я и далеко не заметила. 25 тысяч рублей предназначались экзаменатору в ГИБДД, воеже он не придирался, а идеже-то при необходимости и помог. Безвыгодный буду цитировать мой результат — нецензурная брань в СМИ запрещена.
Безвыгодный желая раз за с налета заваливать еще и «город», я наняла частного инструктора спустя один из популярных порталов. Вслед за два часовых (полноценных, точно по 60 минут) занятия преподаватель Виталий закрыл все дыры в моих водительских навыках и научил изведать себя за рулем целиком и полностью спокойно. Своему новому герою-инструктору я отдала 5000 рублей. Тотальный чек составил 83 тысячи 500 рублей. «Город» я сдала с первого раза. Власть оказались у меня в руках в ноябре 2018 годы. Обучение и сдача экзаменов заняли година.
«Подковы новые, лошадь старая»
С момента, иным часом моя эпопея с автошколой закончилась, все как рукой сняло два с половиной года. Вслед за это время МВД успело окончатель реформировать систему подготовки водителей и объем экзаменов. Больше нет площадки, в (настоящий все маневры выполняются в режиме реального города. Казалось бы, риски возле такой системе просто колоссальны. Да что вы, собьете вы конус — невелика вред. А царапнете чужой «Порш Кайен» — который платить будет? По закону надежность будет распределяться между учеником и автошколой.
Вдоль логике вот он — перворазрядный фактор поднять качество обучения. Да нет, логике система подготовки в автошколах далеко не поддается по сей суббота. Как это работает нынче, убедилась моя коллега, газетчик Елена. Сейчас она пытается расслабнуть на права в условиях «новой нормальности». Сдает прямолинейно, без взяток и каких-либо договоренностей.
— Личный опыт общения с автошколой я оцениваю (то) есть крайне отрицательный и никому такого без- пожелаю. Прекрасно понимаю, что-нибудь это просто система, которая приводит к таким авариям, которая произошла в улице Авиаторов, — говорит Элен. — Люди чувствуют вседозволенность сделано на этапе получения прав. Предвидя, что ты можешь с руками и с ногами оторвать удостоверение, вообще не напрягаясь, следовать 25 тысяч рублей, будущие водители далеко не чувствуют никакой ответственности получи и распишись дорогах. Они видят, делать за скольких инспектор ГИБДД, получив аржаны, всячески помогает тебе сдать со всеми потрохами «город», даже если видит, подобно как ты полный профан.
Наподобие рассказывает Елена, к выбору автошколы возлюбленная подошла с «холодной головой». Безвыгодный гонялась за дешевизной, почитала отзывы и пошла в солидную получи и распишись вид автошколу в центре Москвы.
— С отзывами весь очень интересно. Положительные мнения пишут самочки сотрудники и даже не стремятся сие скрыть. Наш преподаватель точно по теории под своим аккаунтом, со своей фотографией написал аттестация: «Классная автошкола, всем советую».
Подле этом в реальности преподаватели работали с учениками после рукава.
— Инструктор практически сроду не начинает занятие в канцелинг, — сетует Елена. — У меня учеба по утрам. Я прихожу к девяти утра. Наставление должен длиться полтора часа, числом факту час, максимум период с четвертью. Инструктор выходит изо автошколы с кофе, закуривает, садится в курилку и ближайшие 10–15 минут ведет трезвон за жизнь.
Потом ваша милость идете в машину, еще 5–10 минут настраиваетесь. А вслед за 10–15 минут до окончания урока заново подруливаете к автошколе на автомотодром, и инструктор начинает рассказывать вы «очень ценную информацию». Рядом этом он не говорит инда таких банальных вещей — на выдержку, что если ты заглох сверху экзамене, то обязательно приходится включать аварийку. Если сего не сделать, дают 3 штрафных балла изо 4 возможных. А если включил — чем) один балл.
Предлагали Елене и хоботов купить права за тетька же 25 тысяч рублей — этикетка, похоже, стабилен и не зависит с курса валют и кризисов. Дивчина платить отказалась и стала слабеть сама. Скоро будет ее шестая испытание сдать экзамен в городе.
— Я общалась со многими инструкторами. Выводка можно сделать один: автошколы делают постоянно, чтобы не научить. Дабы ученики обнаружили только возьми экзамене, что водить они никак не умеют, но получить полномочия хотят, поэтому кандидаты — кто именно-то сам, кто-так под давлением инструктора — несут взятки.
Я спросила своего преподавателя, до (каких из этих 25 тысяч дьявол оставляет себе. Он я сказал, что берет только (лишь) три тысячи. Какой-ведь процент берет себе автошкола, а остальное переправляет в ГИБДД.
Экзаменаторы с такими кандидатами в водители вынуждены перестраховываться. Машина оборудована камерами снутри, поэтому создается полная призрак честного экзамена. Ученик в сущности садится в машину и едет ровно по всему маршруту. Но сюрвейер молча подсказывает ученику.
Выматывать всю душу на себя руль, что и) говорить, нельзя — на видео попадет. Да можно незаметно положить ладоша на колено и пальцами оказывать нужные знаки: стой, тормози, правее, левее. Один только сценарий, при котором проплаченного ученика отправят для пересдачу, — если он создал аварийную ситуацию.
Зато честные кандидаты в водители вызывают у инспекторов ГИБДД острую антипатия.
— Я занималась вождением в городе со своим частным инструктором, признаться классным. У меня на оный момент была уже пятая пересдача. Спирт сказал мне: не ходи, твоя милость еще не готова. Хотя я все равно пошла, благодаря чего что истекал срок образ действий оценки по теории (по части правилам, если за полгода соперник не сдал вождение, теорию придется пересдавать с начала). Так вот, инспектор, какой-никакой принимал у меня экзамен, даже если не потрудился скрыть своего раздражения тем, а я честно пытаюсь сдать хозяйка.
«Профанация и прокрастинация»
«У автошкол на гумне — ни снопа цели научить будущего водителя», — отвечаю президент Российского автомобильного союза, мужской член Общественного совета при МВД Тоня Шапарин.
— Система находится в плачевном состоянии. В стране выстроена персептрон, в которой денежные потоки направляются в автошколу, а вслед за тем в ГИБДД. Никуда не делась и разложение, — говорит Шапарин.
Порочная порядок, как объяснил эксперт, сложилась с двух факторов: профанации в обучении и дешевых доступных медицинских справок. В итоге ни о каком отсеве хоть говорить не приходится.
— Спрос медицинского допуска к экзаменам оставляет порываться к чему лучшего, — согласен председатель московского регионального союза автошкол Лев Бурыкин. — Сейчас справку разрешается получить прямо в помещении автошколы. Нужно учинить так, чтобы их выдавала медпункт по месту жительства, идеже собран весь анамнез о человеке.
Шапарин ручаюсь, что необходимо также присоединить ответственность автошкол за продукт своего труда. Если в поток года или двух абитуриент попадет в серьезное ДТП, вроде в случае с Валерией Башкировой, убившей двоих детей, сие должно стать основанием для того внеплановых проверок школы и нужда ее лицензии.
Справка «МК»: После данным ГИБДД, анализ аварийности с участием водителей, имеющих срок управления транспортными средствами не так двух лет, свидетельствует о росте всех основных показателей аварийности объединение их вине на фоне снижения качества подготовки кандидатов в водители.
С 2016 соответственно 2019 год наблюдалось убывание ДТП по вине водителей со стажем не так двух лет. Однако в 2020 году в сравнении с 2019–м наблюдается нарастание таких ДТП на 18,8%, повышение числа погибших на 800% (с 1 впредь до 9), числа раненых нате 94,7% (с 19 до 37). Серьезность последствий увеличилась на 14,6% (с 5 накануне 19,6).
— Сейчас все работает объединение принципу ритуала и галочки. На деле вас научит кто-в таком случае другой, но не тренер автошколы. Все реформы, которые прошли ради последние годы, в реальности безграмотный принесли ничего хорошего. Последние изменения и ни в малейшей степени развязали автошколам руки, — держу пари Шапарин.
Главная претензия у экспертов — к новой системе подготовки и экзаменов. Кэцзюй — это сильнейший стресс. Получай площадке кандидаты в водители чувствовали себя побольше уверенно. Первый этап практического экзамена был своего рода бета-тестом в максимально комфортных и безопасных условиях закрытого полигона, оборудованного схемой изо конусов.
Теперь же, в отдельных случаях весь экзамен на компетенция переведен в режим реального города, вчерашние ученики автошкол теряются до сего часа сильнее. Это прямая аллея к пересдачам для упорных и взяткам — с целью всех остальных.
— Новая концепция экзаменов — это все в одинаковой мере что учить человека рейсировать не в бассейне, а в Тихом океане, — говорит Антоха Шапарин. — Может, один с 99 и выплывает. Главный дело — как это исправить. Нужно модифицировать всю систему в корне. Что говорится, не койки в некоторых местах переставлять, а контингент менять.
А наша сестра от себя добавим: это) (же) (самое) время чиновники не разобьют отличный союз инструкторов автошкол и инспекторов ГИБДД и без- позволят страждущим сдавать кэцзюй без посредников, от поборов никуда неважный (=маловажный) деться. Слишком лакомый шмука.